Заказчик: Администрация спортивного комплекса.
Объект: Спортивный комплекс с тремя ледовыми аренами, фитнесс-центром, бассейном, площадь 17 000 м2.
Знакомство с этим объектом началось за год до начала проекта. Через несколько месяцев после открытия комплекса, один из сотрудников инженерной службы позвонил и пригласил меня на консультацию. На тот момент в спортивном комплексе функционировали только ледовые площадки и большое количество площадей еще не использовалось.
Отопление и горячее водоснабжение в комплексе было полностью электрическим. В тепловом пункте комплекса стояло несколько электрокотлов по 200 кВт работающих на отопление и вентиляцию и 5 бойлеров по 1000л с мощными ТЭНами для нагрева горячей воды.
Счета на электроэнергию были заоблачными. Но была еще и другая проблема. Даже этих мощностей уже не хватало, нужны были новые.
Подключиться к городской теплосети не было технической возможности. За подключение к газовым сетям запрашивали такие деньги, что даже счета за электроэнергию казались уже не такими пугающими.
Оставалось только одно решение - делать автономную систему отопления не привязанную к городским коммуникациям или газовой трубе.
Дизтопливо. Сжиженный газ. Уголь. Пеллеты. Вот те виды топлива, из которых нужно было делать выбор. Мы начали рассуждать.
Дизтопливо – достаточно дорогое, экономия по сравнению с электричеством составила бы не больше 30%. Такой котельной были бы нужны приличного объема емкости для хранения солярки, а это повышенные требования к безопасности. Да и превращать парковку для посетителей в автозаправку не хотелось. Еще возникли бы проблемы с экологией, дизельные котельные имеют достаточно грязный выхлоп.
СУГ(сжиженный газ) – экологичнее и дешевле дизеля, экономия составила бы уже 50%. Но хранить газ нужно было бы тоже в больших объемах, те же проблемы с безопасностью. Плюс требовалась бы установка мощных и дорогих испарителей. Все оборудование заняло бы приличную площадь.
Уголь – недорогой вид топлива, но с кучей недостатков. На дымоходы надо ставить очистное оборудование(циклоны). В нашем регионе нет качественного фракционного угля, поэтому топить такую котельную пришлось бы кочегарам. Склад угля с сопутствующей угольной пылью и грязью тоже разместить на территории не получится.
Пеллеты – по экологии сопоставимы с газовыми котельными. Выбросы вредных веществ в атмосферу минимальны. Есть возможность автоматической работы котельной без постоянного присутствия персонала. Экономия по сравнению с затратами на электроэнергию 80%. То есть больше, чем в 4 раза. Минус: нужно иметь склад с запасом пеллет хотя бы на неделю работы.
Пеллеты казались лучшим выбором по большинству параметров. Теперь нужно было приступить к другой части задачи. Определить, где разместить котельную, и как снабжать ее топливом. Тепловой пункт находится в самом центре здания, поэтому расположить там пеллетную котельную невозможно. С трех сторон здания - узкая дорога, с четвертой - парковка для посетителей. Занимать место на парковке под котельную и под бункеры для топлива было нежелательно.
Я предложил сделать котельную на крыше. Поставить несколько котлов по 200-300 кВт и объединить их в каскад.
Небольшие котлы не создавали бы большую нагрузку на перекрытие, а несколько котлов обеспечили бы необходимую мощность и даже возможность ее увеличить, добавив котлов. Была только нестандартная задача доставки пеллет на крышу, высотой 14м. Теоретически такую задачу можно было решить с помощью пневмоподачи. Это решение и было представлено заказчику на рассмотрение.
После нескольких звонков со стандартными ответами «руководство думает» стало понятно, что проект застопорился. Потом наступил отопительный сезон, и я с удивлением думал, почему платить за электричество оказалось лучше, чем установить автономную котельную, которая окупилась бы за несколько месяцев. Разумного ответа не было.
Через несколько месяцев ответ нашелся. Оказывается тогда администрация выбрала самое радикальное решение – топить дровами(вернее современными из аналогов – топливными брикетами). Дешево и сердито. Частично все же моими советами воспользовались – котлы установили на крышу.
Отработав отопительный сезон, оказалось, что такое отопление очень неудобно(загружать котлы топливом надо каждые несколько часов, топливные брикеты доставлялись на крышу грузчиками практически непрерывно. Вдобавок в комплексе должен был открыться новый фитнесс-центр и требовались новые мощности.
В итоге проект установки пеллетной котельной опять стал актуальным. В этот раз от идеи установить котельную на крыше отказались(и место было уже занято и доставка пеллет на крышу все-таки сложная задача с учетом объема топлива, потребляемого котельной). Была предложена другая концепция.
Разработку начали с создания 3D-модели. После серии виртуальных экспериментов с расстановкой оборудования, котельная получилась достаточно компактной. 2 котла по 500 кВт удалось разместить в модуле размером всего 4х11 м. Интересным получилось решение по хранению топлива. Чтобы сэкономить место, бункер для пеллет, объемом 42м3 сделали над котельной. Объем бункера рассчитали так, чтобы можно было загрузить полную машину (20 т. пеллет) с учетом того, что в бункере есть остатки топлива. В итоге котельная вместе со складом топлива разместилась на площади всего 42 м2.
Постройка котельной заняла примерно 2,5 месяца. Процесс работ и полученный результат можно увидеть на фото и видео. От котельной провели утепленную теплотрассу длиной около 120 м. и подключили ее к существующему тепловому пункту.
Стоимость котельной: 7.5 млн.руб.
Результат: Увеличение тепловой мощности. Снижение расходов на отопление в 4 раза. Текущие расходы на отопление и горячее водоснабжение 610 000 руб/мес.